1941369_10152673729397268_6889013208668969283_o-663x189-3412550

На всякий случай бегло поясним: Kiasmos – это дуэт исландца Олафура Арнальдса и фарерца Януса Расмуссена. Последнего вы можете знать (но, скорее всего, не знаете) еще и по проекту Bloodgroup – что характерно, большая часть состава также родом из Исландии, — который с 2007 года радует слушателем редкими, но меткими синти-поп-релизами. Талантливый мультиинструменталист Арнальдс нашим читателям наверняка известен значительно лучше: его минималистичный (несмотря на умение играть и на гитаре, и на фортепиано, и на скрипке, и на ударных, и даже на банджо) стиль очень ценится в электронной среде, а потому его работы регулярно удостаиваются попаданий в подкасты и компиляции самых разных диджеев – даже в недавнем сборнике Anjunadeep 06 оказался его трек Only The Winds в интерпретации Райана Дейвиса. Короче говоря, Олафур, минимализм и электроника созданы друг для друга – и, собственно, примерно то же самое можно сказать о технаре Янусе.

Существует такая тенденция: несмотря на все попытки помирить «живую» музыку и «безжизненную» электронику (мы поставили кавычки, не пропустите их, а то мало ли), обычно в рамках одной композиции они либо взаимодействуют настолько мало, что, можно сказать, и одной композиции-то по сути нет, либо один элемент подавляет другой. Если доминантой оказывается электроника, то от эпического полотна в итоге может остаться один крохотный зацикленный фрагмент, тщетно силящийся вобрать в себя широту и мощь исходного материала. Если же электроника оказывается задвинута на задний план, то происходит это весьма буквально – она возникает только в паре мест (начало и конец, как правило) и является сугубо факультативным, техническим моментом.

Так вот – дебютный альбом Kiasmos показывает, что такое настоящий синтез. То есть, конечно, меньше всего нам хотелось бы бросаться подобными бескомпромиссными тезисами, и у пластинки в этом отношении есть свои проблемы, но в целом – все именно так. Причем партии обоих участников дуэта – традиционно для них – весьма минималистичны в своей основе, но сталкиваясь и переплетаясь вместе, они порождают поразительной красоты и атмосферности произведение. Так пламя разгорается из крохотного огонька.

Хотя насчет «огненных» сравнений стоит сразу оговориться, что сам альбом очень холоден и неприветлив. Ну а чего еще ожидать от суровых жителей северных островов? У Олафура в прошлом году, к слову, вышел сольный – и, откровенно говоря, довольно неудачный, но речь сейчас не об этом – альбом под названием For Now I Am Winter. Собственно, за год мало что изменилось: Kiasmos – это снова зимняя, полусонная, такая, знаете, ностальгическая музыка одиночества. Неслучайно все восемь треков названы глаголами в простом (это важно) прошедшем времени.

И вот даже мысленное разделение на электронику и инструментальную часть происходит скорее от осознания того, кто и как эту музыку сделал. На самом же деле, сдается нам, неподготовленный слушатель вообще не почувствует какого-то противоречия, не услышит никакого подвоха. Да и подготовленный порой теряется: что, серьезно, тут где-то есть составные части, где-то есть неоднородность? говорите, Burnt и Held писали два разных человека, отвечающие за две разные стороны Kiasmos? а вы точно уверены? ну, знаете ли!.. на монетах тоже с двух сторон разные оттиски.

Конечно, как и было сказано выше, не все так безоблачно: есть моменты, когда электроника начинает откровенно тянуть на себя одеяло – взять тот же Swayed. В эти мгновения альбом как-то немножко теряет свое обаяние, и кажется, что тут, как и всегда, есть главенствующая сторона, а все эти биты, хеты, кики – так, вспомогательная часть, невесть что о себе вдруг возомнившая. Но уже в следующем треке, Thrown, где роль Януса также заметно расширена по сравнению с остальными работами, электроника столь уместна, что язык не повернется назвать ее неживой, неестественной. Все на своем месте.

Подводя итог, можно сказать следующее: альбом Kiasmos учит нас, что иногда меньше – лучше. Речь и о зябком минимализме пластинки, и о том, что порой неподготовленый слушатель с меньшим объемом знаний об альбоме, с которым ему предстоит ознакомиться, испытывает, как это ни забавно, гораздо меньше проблем с его пониманием.

Тут, впрочем, много понимать в любом случае не надо. Не стоит после всего вышесказанного воспринимать пластинку Олафура и Януса как стопроцентный шедевр – это в чем-то не слишком аккуратное, в чем-то несколько затянутое, в чем-то повторяющееся, а в чем-то весьма банальное произведение. Но, собственно, Kiasmos ничего сверхъестественного не обещает и совсем уж тонкими материями, на свое счастье, не оперирует. Это просто очень ровный, прилежный и скрупулезный в своей синтетичности альбом.

Его сложно посоветовать всем и каждому, но хотя в графе «жанр» указываются «минимал-техно» и «неоклассика», он должен приглянуться и тем, кому по душе дип-хаус, эмбиент, даунтемпо, да и вообще любые спокойные и атмосферные – совсем даже не обязательно электронные – направления. 8 снежинок из 10.

Купить альбом в iTunes: Kiasmos — Kiasmos

Mosquito