Давненько у нас на сайте не было рецензий на новые альбомы, и уж тем более давно — двойных обзоров. Но мимо первого полноценного лонгплея Портера Робинсона мы пройти никак не могли. Не соврем, если скажем, что это был один из самых ожидаемых альбомов года в нашем личном списке! Ну, а что он в итоге из себя представляет — об этом ниже.
В последние месяцы перед выходом альбома Портер Робинсон очень много говорил о том, как «освободился», перестал писать «музыку для диджеев» и «завязал с EDM». Впоследствии, когда вышел Lionhearted, ему пришлось уточнить, что под EDM он подразумевал некий фиксированный набор приемов и правил – 128 ударов в минуту, наличие разгона и дропа, «one-two-three-jump!» и все в таком духе.
Выступив против фиксации на функции музыки вместо самовыражения, Портер, видимо, подразумевал, что уж он-то при работе над дебютной пластинкой ни в чем себя не ограничивал и посвятил себя чистому творчеству. Только вот результат показал, что, кажется, для этого он еще не созрел. Почему вдруг – после всей критики в адрес «музыки по шаблону»! – в Worlds оказалось так много простых, заезженных, слишком очевидных решений? В особенности это касается совместных работ – они, за исключением, пожалуй, вступительной Divinity, вообще самая скучная часть альбома.
Портер очень хотел избавиться от рамок и ограничений, но когда все же позволил себе эту «роскошь», выяснилось: ему, конечно, есть, что сказать миру – но не то чтобы очень много. Разумеется, в альбоме есть очень любопытные и неожиданные ходы, но они как-то подозрительно скукожились до заключительной части. В остальном же – очень позитивная и жизнеутверждающая, но достаточно традиционная танцевальная музыка. Недостаточно замедлить скорость (причем даже не везде) и выкинуть один-два элемента из привычной структуры, чтобы всерьез рассуждать о творческой свободе.
Да, Портер постарался украсить свое произведение многочисленными отсылками в видеоиграм, анимэ, интернет-мемам и прочим радостям из набора «как подростку убить свободное время». Но это не слишком спасает положение. У Deadmau5’а, которому мы поставили нескромные девять баллов за последний альбом, тоже было подобное, но было также и множество собственных находок, впечатляющая музыкальная игра, настоящий полет творческой мысли. Портеру же, похоже, банально не хватило смелости, опыта, культурного багажа, да и попросту своих идей.
Все вышесказанное, однако, не нужно понимать как «альбом провальный, тратить свое время на него бесполезно». Это лишь информация для тех, кто пристально следил за всем, что касается новой пластинки, и, возможно, ждет от него чего-то исключительного. Просто Портер думает о себе немножко больше, чем следовало бы. Нет никакого подвига в том, чтобы отказаться писать шаблонный EDM. Вот наплевать на целый ряд музыкальных и даже логических законов, как в Fellow Feeling, — это уже что-то. Но такого в Worlds немного.
Тут, к слову, Портер поступил очень хитро. Самую мощную, проникновенную, зрелую и попросту оригинальную композицию с альбома он не засветил вообще ни на одном сайте и ни в одном шоу или сете – до тех пор, пока не предложил публике насладиться своим лонгплеем в полном объеме. (Да, если кто-то вдруг пропустил этот широкий жест – за неделю до мирового релиза альбом с согласия автора был выложен для свободного прослушивания на одном из тематических интернет-ресурсов.) С другой стороны, Портер первым же синглом выпустил другой трек из числа лучших в Worlds – речь, конечно же, о теплом, нежном, захватывающем Sea of Voices. Но это, по всей вероятности, было «необходимое зло», ведь подобного материала в его дебютном студийнике преступно мало, а привлечь внимание чем-то было нужно.
Все прочее – это различной скорости, степени свежести и оригинальности танцевальная музыка. Совершенно неясно, что в ней такого, отчего диджеи вдруг не смогли бы ее играть – напротив, без особых проблем, и даже в оригинале. Видимо, про диджеев тоже следовало уточнить: Портер, надо думать, имел в виду исключительно тех, которые играют на главных сценах фестивалей однообразные, зачастую записанные заранее сеты в одном BPM-диапазоне.
Worlds – это не новое слово в жанре, не шедевр и не «о боже, десять из десяти». В нем нет ничего гениального, хотя есть очень талантливые вещи, которые должны понравиться даже тем, кому в целом альбом не придется по душе.
Worlds – это час достаточно любопытной музыки, выдержанной в необычной стилистике на стыке современной электроники, японской музыки и знакомых всем с детства восьмибиточек.
Worlds – это весьма увлекательное путешествие. Но недостаточно увлекательное, чтобы стать чем-то большим, чем просто очень хороший летний альбом. В этом году дефицит наблюдается даже в таком, так что к прослушиванию «Миры» обязательны — тем более, что Портер дарит всем желающим возможность совершенно легально послушать альбом в интернете. Просто нужно отдавать себе отчет в том, что, несмотря на хвастовство в интервью, на что-то большее Worlds претендовать не может. Если убрать немногочисленные жанровые эксперименты – такое мог выпустить даже Tiesto.
Однако крест на Портере Робинсоне как музыканте ставить уж точно не стоит. Те вещи, которые ему по-настоящему удались, показывают, какой у него потенциал. Остается лишь надеяться, что молодой музыкант реализует его в полной мере и подарит слушателям еще не одно новаторское произведение.
А пока – вердикт: 8 кубов-компаньонов из 10
Антон Отраднов aka Vondarto
После выбора Портером нового направления в творчестве и объявления о желании писать именно ту музыку, к которой душа лежит, мировая EDM-общественность, как и Ваш покорный слуга, никак не могла себе представить чего-то немейнстримового от автора стопроцентных танцевальных хитов вроде Language. Масла в огонь подлил подписанный в ноябре 2013-ого контракт с лейблом Astralwerks, где в прошлом году подобный финт ушами со своей дебютной пластинкой провернул Mat Zo.
Нагнетать обстановку Портер начал с десятичасового глитчевого ролика, который, как стало понятно только сейчас, начинался с небольшого отрывка из Fellow Feeling — одного из (или даже лучшего) трека с пластинки, нигде более не засвеченного вплоть до самого релиза. Ролик же являлся официальным анонсом альбома и раскрыл его название — Worlds. Бувально через месяц в сети появился первый сингл, именуемый Sea of Voices и представляющий из себя образцовый downtempo/ambient в лучших традициях M83 или даже Orbital, которому удалось раз и навсегда развеять все сомнения по поводу амбиций Робинсона сделать пластинку не для танцполов. Весной и летом успели выйти ещё три одинаковых, но таких разных сингла, а также первый в истории (и искренне надеемся, что не последний) Essential Mix, сделанный героем этого обзора специально, чтобы продемонстрировать настроение грядущего дебюта.
Теперь до релиза оставалось всего несколько недель, и опасение было лишь одно. Заключалось оно в следующем: вдруг Портер выкатил в качестве предрелизных синглов всё самое вкусное из альбома? Ведь история знает далеко не один такой пример. Однако теперь с уверенностью можно сказать, что и оно было напрасно: в Worlds действительно есть, что послушать, кроме Sea of Voices, Sad Machine, Loinhearted и Flicker.
Divinity, являясь открывающей пластинку композицией, прекрасно справляется с поставленной ей задачей. Приятный голос канадской певицы Amy Millan вкупе с агрессивными синтами и ударными, чередующимися с классическими chiptune- и 8bit-»артефактами», задаёт тон и настроение на ближайший час прослушивания. Сразу за ним следует причудливый и такой знакомый по серии Portal голос автоматических турелей. Это, конечно же, Sad Machine — действительно печальная история, будто написанная про GLaDOS и исполненная её же голосом, с нотками SOHN, Moon Boots и Chrome Sparks на борту. К слову, к звучанию именно последнего и приближен Worlds.
Years of War явлется классическим случаем, когда вокальную партия исполняет как женщина, так и мужчина. Здесь без откровений. Далее Flicker — один из слабейших предрелизных синглов, который также не звучит и в рамках альбома. Слушать его можно разве что с сороковой секунды третьей минуты, когда противная японская болтовня (а мне очень нравится — прим. Mosquito) сводится к минимуму, а на передний план выходят синтезатор и плотный басс. Fresh Static Snow же делает реверанс в сторону французской электронной сцены: во время его прослушивания в голову невольно приходят Justice, Kavinsky и даже Daft Punk.
На очереди — единственный совместный трек, записанный для альбома при участии норвежского электронного дуэта Lemaitre, чей вокал и звучит в Polygon Dust. В целом присутствие Lemaitre здесь ощущается примено также, как ощущалось в прошлогоднем Dreamcatcher — их совместная работа с Camo & Krooked. От Портера же треку досталась фирменное пианино из Easy, а также восьмибитные запилы, пришедшие будто прямиком из игр для какой-нибудь Dendy (она же NES).
Hear the Bells — ещё один трек, записанный при участии инди бэнда, и в этот раз речь о канадцах Imaginary Cities, которые звучат как типичное канадское инди. Получилось размеренно, мощно и даже величественно. Мадеоновский басс во время брейкдаунов прилагается. А вот понять Natural Light не удалось при всём желании. Пожалуй, второй никчёмный трек с альбома (снова решительно протестую — прим. Mosquito). Судя по его длинее, он наверняка и задумывался как филлер.
Шведы из Urban Cone уже успели отметиться в электронный музыке своим сотрудничеством с John Dahlbäck, но в случае с Lionhearted успех явно на лицо. Игривое настроение, высокий мужской вокал, мощнейний лид и проигрыш из Aerodynamic понятно какой группы — безусловно один из самых вероятных кандитатов, обречённых на популярность среди неэлектронной аудитории. Про Sea of Voices уже было сказано выше, так что перейдём сразу к Fellow Feeling — настоящее откровение, а не трек. Начинаясь с трогающих струнных, композиция обретает весьма привычный танцевальный кик и лид, как у какого-нибудь Adam K, а также вокал, исполненный в манере Skyfire от Shogun. И вот уже кажется, что дальше всё предсказуемо, но музыка затухает… «Now please. Hear what I hear» — и резкий гличтевый complextro-дроп, которому даже портеровский же 100% In The Bitch позавидует и который прерывается прекрасной ямой с всё тем же вокалом, а заканчивается образцовым EDM-дропом в лучших традициях танцевального Робинсона. Напоследок автор снова возвращается к GLaDOS-образному вокалу из Sad Machine в Goodbye To a World, успев снова порадовать образцовой «прямой бочкой», и прощаясь в пропитанном вокодером вокале, классически зависающем в самом конце.
По большому счёту Портер никогда не был типичным представителем танцевальной сцены, умудряясь ставить в своих сета Орьяна Нильсена вместе с Эндрю Райелом по соседству с каким-нибудь Gesaffelstein или Flume. Worlds — бесспорное тому доказательство, возведённое в абсолют. Следуя своему новому стилю в течении всего альбома, Робинсону удаётся удачно экспериментировать как с вокалом и составными инструментальной части композиции, так и с количеством ударов в минуту.
9 кубов-компаньонов из 10.
Среднее арифметическое
8,5 кубов-компаньонов из 10. Здесь есть кто-нибудь? О. Привет!