Мы не самые большие фанаты разделения по жанрам. Такие рамки ограничивают нас в восприятии. Если музыка искренняя, имеет в себе что-то уникальное, что заставляет вас чувствовать нечто особенное, то мы обязательно постараемся сыграть ее для вас. Именно это всегда привлекало нас в прогрессив хаусе и именно это заставляет нас возвращаться к нему снова и снова. Однако, как люди, следящие за жанром с самых ранних времен, мы столкнулись с проблемой поиска именно той музыки, которая нам нравится. Оказывается, мы просто искали не в тех местах.
Если вы пойдете на вечеринку и спросите людей о том, что такое прогрессив хаус, вы получите целую россыпь ответов, какая же это музыка есть на самом деле. От молодежи младше 20 лет вы услышите «бигрум”, от людей более старшего возраста имена Steve Angello, Kaskade, Avicii или deadmau5. Люди за 30, конечно же, вспомнят Sasha и Digweed, Hybrid и Quivver.
Изначально прогрессив хаус — танцевальные треки, которые развиваются постепенно, в которых шаг за шагом добавляются или убираются слои. В типичной прогрессив хаус работе акцент делается на мощную перкуссию, а также сложные и замысловатые мелодии и гармонии. Не обойдется и без множества эффектов задержки (прим. автора — delay-эффекты) и большого числа эффектов реверберации, которые делают трек более «широким и просторным».
Начало истории прогрессива
За неофициальное время начала жанра принято считать 1990: год релиза классики от Leftfield — «Not Forgotten». «Это был не гараж (прим. автора — отдельный электронно-музыкальный жанр, который так и называется “garage”), это было не техно, это был не фортепьянный хаус, это был именно андеграундный хаус», — говорит Dave Seaman, легендарный участник этой сцены, который сопровождал прогрессив хаус на протяжении всех лет его существования и во времена ключевых и знаковых моментов его развития в качестве A&R менеджера, диджея, журналиста, продюсера. До «Not Forgotten» Англия была исключительно потребителем танцевальной музыки, основной поток которой шел из Соединенных Штатов, Германии, Голландии и Бельгии. Но этот трек открыл двери для многих начинающих продюсеров, он дал им уверенность в том, что они могут создавать свои собственные работы, свой собственный звук, который смело может именоваться британским.
Проходит два года, и уже появляются первые артисты (Underworld, Soma, Spooky, Gat Decor, Brothers in Rhythm, William Orbit) и инди-лейблы (Guerilla, Hooj Choons, Deconstruction, Soma Quality Recordings, Boys Own, Cowboy, 23rd Precinct, Stress), предлагающие музыку, в которой за основу взята именно работа Leftfield. William Orbit, которого вы знаете как продюсера Madonna или автора эмбиент альбомов, сыграл огромную роль в формировании и звучании прогрессивного хауса посредством своего лейбла Guerilla.
«Мне кажется, что Guerilla сделали огромный вклад в формирование полноценной сцены прогрессив хауса. Они значительно подняли уровень такой музыки вместе со Spooky, React 2 Rhythm и Dr. Atomic» — говорит Seaman.
Это явление, волнительное и инновационное, так и оставалось явлением, пока у него не появилось имени. Это произошло довольно скоро, сразу после того, как один из авторов британского издания Mixmag, Dom Philips, побывал на рэйве, на котором услышал довольно продолжительный сет подобной музыки первый раз в жизни.
“Времена меняются”, — писал он в своей статье “Trance Mission” в 1992 году. “Мы стоим на пороге новой волны британской музыки: жесткой, но в то же время мелодичной, взрывной, но одновременно и вдумчивой, способной ввести в состояние транса, хорошо знакомое публике Балеарских островов. Мы будем называть эту музыку прогрессив хаус. Она простая, она модная, она драйвовая и она может быть исключительно британской.”
С момента написания тех слов сфера танцевальной музыки изменилась очень сильно во всех уголках нашего мира. Mixmag сыграл ключевую роль в том, чтобы такая музыка была признана во всем мире. Дело не столько в том, что именно они дали заглавие этому течению и активно писали про треки, клубы и диджеев, а в том, что компания, которая владела Mixmag — The Disco Mix Club, или попросту DMC — зашла настолько далеко, что попросту основала свой собственный лейбл Stress, на котором смогли попробовать свои силы Danny Tenaglia и Andy Cato из Groove Armada. Dave Seaman же числился главой A&R отдела.
“Stress был хорошей стартовой площадкой для молодых талантов”, — признается Seaman. “Мы давали будущим известным диджеям и продюсерам их первые возможности проявить себя в прогрессив хаусе.”
Рост прогрессив хауса
Север Англии находился под невероятным воздействием нового, только придуманного, музыкального жанра. Одной из первых звезд среди диджеев этого направления стал Alexander Coe, или просто Sasha. Он начинал с клуба The Haciends, что в Манчестере, в котором играл эйсид хаус, но всенациональную популярность ему принес клуб Shelly в Сток-он-Тренте. К тому времени он уже играл все главные хиты прогрессив хауса, миксуя их с наполненным фортепьянным звучанием итальянским хаусом. Такое сочетание позволило Sasha вместе с клубом Shelly создать серьезное танцевальное течение. После этого в его карьере появляется клуб The Renaissance, где он знакомится с молодым John Digweed. Этот момент становится ключевым: создается один из самых значимых дуэтов в истории танцевальной музыки — дуэт как диджеев, так и продюсеров.
В один прекрасный день Sasha и John начинают играть back2back сеты, в которых стараются экспериментировать и при помощи друг друга оттачивать собственное мастерство. Это невероятное сотрудничество двух противоположностей в итоге вылилось в трехдисковый сборник “Renaissance: The Mix Collection” в 1994 году. Эта компиляция среди любителей и по сей день зовется “Библией прогрессив музыки”. Восторженные отзывы об этом издании можно было встретить во всех журналах об электронной музыке по всему миру.
CD компиляции были неотъемлемой частью роста и укрепления прогрессив хауса. В 1996 Sasha и John релизят следующий сборник: “Northern Exposure”. Они хотели показать всему миру то удивительное, что происходило в клубах Северной Англии. Именно “Northern Exposure” дал основу для концепции путешествия под смиксованную диджеем музыку, тем самым подкинув идею Andy Horsfield для его дальнейшего движения “Global Underground”: взять одного из самых популярных и новаторских прогрессив хаус диджеев, выбрать довольно экзотичное место, провести там вечеринку и выпустить соответствующую двухдисковую компиляцию. Совсем скоро это понятие получит всемирную огласку и популярность.
Но не только компиляциями двигался вперед прогрессив хаус (и его брат-близнец прогрессив транс). Появилось очень много артистов, чьи альбомы привлекли и просто захватили слушателей и любителей электронной музыки по всему миру. Leftfield, Underworld, BT, Blue Amazon, Fluke, Deep Dish — все они выпустили свои пластинки в 1994 и 1995 году, после которых стало понятно, что прогрессив хаус — это не еще одна мимолетная причуда электронно-танцевальной музыки. Dubnobasswithmyheadman за авторством Underworld имел как коммерческий успех, так и успех среди критиков. В это же время лонгплей Leftfield — Leftism штурмовал британские чарты и завоевывал престижные премии, среди которых значилась “Mercury Music Prize”.
Прогрессив становится мрачным
Большую часть 90-х годов между прогрессив трансом, прогрессив хаусом и транс музыкой в общем существовала тонкая грань. Транс был чуть более электронным и чуть менее жестким, превосходя своего собрата в скорости. Однако, диджеи, считавшиеся трансовыми, например, Paul van Dyk, умело сочетали в своих плейлистах и прогрессив хаус.
В более поздние года 90-х, во времена Gatecrasher-эры транса, сопровождавшейся такими именами, как Ferry Corsten, Tiesto, Armin van Buuren и Paul Oakenfold, между двумя жанрами стал появляться заметный просвет. Транс стал более ободряющим (прим. автора — аплифтинговым), в то время как прогрессив хаус уходил в более темное и мрачное звучание. Популяризовался саунд сборников “Global Underground 019: Los Angeles” за авторстовм John Digweed и “Communicate”, в котором к Digweed вновь присоединился Sasha. Такой звук поддержали и Danny Tenaglia с Deep Dish. Треки стали более “пустыми”, секции в них все чаще стали растягиваться, вместо snare-drum роллов синтезатора Roland TR-909 стали использовать конструкции простых шумов. Энергичные фортепьянные партии и мажорные аккорды уступили место различным звуковым эффектам. Музыка становилась более мрачной и жуткой, но все также заставляла людей танцевать.
В 2005 сцена темного прогрессива поменяла свой курс. Это были отличные 6 лет с такими артистами, как Satoshi Tomie, Quivver, Danny Howells, Lee Burridge, Desyn Masiello, Omid 16b, Hernan Cattaneo и Steve Lawler. Но в связи с глобальным увеличением мировой аудитории транса и в связи с появлением новых идей в прогрессив хаус музыке, фанаты предпочли выбрать более мелодичное звучание.
Часть диджеев переходила к берлинскому минималу, заимствуя некоторые тенденции из прогрессив хауса, в частности из творчества James Holden. Многие артисты все чаще стали включать в свои сеты эту музыку “будущего”: она привлекала своей гармоничностью и драматичностью. Ключевыми фигурами в этом направлении стали Booka Shade, M.A.N.D.Y., Michael Meyer, Trentemoller, Gui Boratto.
Кризиc определения прогрессив хауса
Все произошло крайне неожиданно. В 2004 году Eric Prydz, Sebastian Ingrosso и Steve Angello один за другим выпускали треки, каждый из которых опирался на классический прогрессив хаус, но с добавлением мелодичных заглавных риффов и мощной перкусcии, заимствованной из транса того времени. В середине нулевых эта музыка не имела никакой жанровой принадлежности. В то же время все более популярным становился только-только открывшийся цифровой магазин электронной музыки Beatport, систематизировавший по стилям продававшиеся у себя работы, так же, как и любой другой распространитель винила. Lloyd Starr, один из руководителей Beatport: “Мы стали причислять эти работы к иной, немного другой стороне прогрессив хауса. Тем самым, часть слушателей стала отождествлять понятие прогрессив хаус с именно таким звучанием”.
Все окончательно запуталось в 2007 году, когда deadmau5 зарелизил свой “Faxing Berlin”. Этот трек, несомненно, очень напоминал классический прогрессив хаус в отличие от большинства последующих. “deadmau5 стал началом нового, коммерческого звучания прогрессив хауса”, — отмечает Darin Epsilon, один из самых уважаемых прогрессив хаус диджеев Америки. После “Faxing Berlin”, завоевашего верхние строчки множества чартов, у саунда deadmau5 появилась огромная толпа последователей. Внезапно, стало просто необходимо работать в жанре прогрессив хаус, чтобы быть успешным артистом.
Что же мы видим сейчас? В настоящее время прогрессив хаус есть собирательное понятие танцевального прогрессив хауса, звучащего на главных сценах крупнейших фестивалей. Hardwell — это прогрессив хаус. W&W — тоже прогрессив хаус. Даже Martin Garrix — прогрессив хаус. Но как все пришло от Leftfield к тому, что есть в итоге? “Сейчас уже не существует единого стандарта этого жанра”, — говорит Starr. “От прогрессив хауса Sasha, Digweed и Guerilla Records мы просто пришли к прогрессив хаусу Hardwell и Spinnin”.
В разговоре Lloyd Starr добавил, что сегодня разделение на жанры не имеет столь важного значения, поскольку в мире электронной музыки уже произошло множество изменений: “Совсем скоро вы увидите новшества классифицирования музыки в электронных магазинах. Больше не будет ограничений по жанрам, поскольку такое разделение — старая архаичная модель, присущая прошлой эре продаж электронной музыки на физических носителях, в которой просто не оставалось иного выбора, кроме как создавать отдельную полку для отдельного жанра. В цифровом мире треки могут быть разделены на категории такими понятиями, как настроение, активность, различные поводы и многими другими. В итоге получается более широкое и понятное описание трека, нежели просто жанровая принадлежность данной работы. Пользователи нашего софта для Mac уже могут и пользуются возможностями проставлять подобные теги к работам, которые мы надеемся в будущем времени полноценнно внедрить на наш сайт”.
Пока все эти изменения не воплотились в жизнь, после которых музыка будет варьироваться чувствами и настроением, а не жанрами, какой стиль вы бы определили грувовой, мелодичной, умной музыке?
Некоторые консерваторы прогрессив хауса могут не согласиться с нами, но лидером жанра сейчас является Eric Prydz вместе со своими проектами Pryda и Cirez D. Часть треков, подписанных его реальным именем, получают ротации на радио, но материал Pryda и Cirez D берет свои корни из классического прогрессив хауса с элементами техно.
Лейбл Эрика Pryda Friends с молодыми звездами Jeremy Olander и Fehrplay (прим. автора — Gabriel & Dresden либо писали статью раньше того времени, как Fehrplay ушел с лейбла Эрика, либо просто не знали об этом) добавляет шведу еще больше уважения. Mike Bindra, промоутер клуба Twilo в Нью-Йорке, сооснователь фестиваля Electric Zoo, признается в любви к творчеству молодых скандинавов: “Я без ума от Olander и Fehrplay, они оба играли на Electric Zoo и Mysteryland в этом году и просто порвали эти фестивали. Часть их треков напоминает мне звучание Sasha и Digweed во времена открытия Twilo”.
Другие подобные жанры, в которых вы можете найти прекрасную музыку: тек хаус, техно, инди дэнс и нью диско, минимал. Что-то интересное, несомненно, есть и в дип хаусе. Если вы любите прогрессив хаус до 2005 года, то именно дип хаус — одно из мест для поиска нового и крутого материала. Его саунд изменился и трансформировался в нечто, похожее на техно и минимал, чуть более ударное, космическое. В итоге получилось такое звучание, которое делало прогрессив хаус невероятным, великолепным жанром на протяжении последних 25 лет.
Наши же фавориты на данный момент: Teho, Eggo, Daniel Avery, E-Spectro, Guy J, Microtrauma, Andre Sobota, Gai Barone и Ryan Davis.
15 прогрессив хаус треков, 1991 — 2014
1. React 2 Rhythm — Intoxication (Clubfield Mix) [Guerilla] — 1991
2. Leftfield — Song of Life (Extended Version) [Hard Hands] — 1992
3. Gat Decor — Passion [Effective] — 1992
4. Bedrock — For What You Dream Of (Full on Renaissance Mix) [Stress] — 1993
5. Underworld — Dark and Long (Dark Train) [Junior Boy’s Own] — 1994
6. Sasha — Xpander [Deconstruction] — 1999
7. iio — Rapture (John Creamer & Stephane K Remix) [Made Records] — 2001
8. Holden & Thompson — Nothing (93 Returning Mix) [Loaded Records] — 2003
9. Gabriel & Dresden — Arcadia [Organized Nature] — 2005
10. Deep Dish — Say Hello (Steve Angello Remix) [Thrive/Positiva] — 2005
11. Booka Shade & M.A.N.D.Y — Body Language [Get Physical] — 2005
12. Guy J & Sahar Z — Hazui (Gui Boratto Remix) [Elecktribe Records] — 2006
13. Ry X & Frank Wiedemann — Howling (Âme Remix) [Innervisions] — 2012
14. David August — Epikur [Innervisions] — 2014
15. Pryda — Backdraft [Pryda Recordings] — 2014
Оригинал статьи: http://insomniac.com/news/how-talk-your-kids-about-progressive-house
Перевод: Rootrain и Luminous