True – это, пожалуй, самый забавный и одновременно грустный пшик в 2013 году. PR-менеджеры, разумеется, очень грамотно подогревали интерес к альбому — и даже позорное окончание презентации обложки, в общем-то, не слишком расстроило поклонников, которые ждали этой пластинки, затаив дыхание.

По факту мы получили что-то сродни Random Access Memories. Только если Daft Punk, какой бы спорной ни вышла их новая пластинка, все же имеют определенное чувство меры и стиля, то в случае со шведским диджеем все не столь безоблачно. Но идейно альбомы весьма схожи: это своеобразный ретрофутуризм, попытка повернуть время вспять и направить развитие электронной музыки по иному руслу. Тут Тиму Бергу нужно отдать должное: он, вероятно, даже действовал из лучших побуждений. Вы не найдете в True безвкусных рейвовых бас-линий или, б-же упаси, «качающих» дропов. Напротив, в новом альбоме вообще нет этой безумной, злобной фестивальной энергетики. И при этом к танцполу он весьма дружелюбен, хотя, конечно, предназначен скорее для радио. Это очень светлое и позитивное произведение, которое даже и не думает вас «грузить». Легкая музыка для отдыха.

Если бы в музыке существовал фаст-фуд, то на «вкус» он был бы именно таким. В момент потребления от него даже получаешь удовольствие, но, естественно, оно весьма скоротечно и не оставляет глубокого следа. Ни в коем случае нельзя считать это недостатком: в самом деле, не все же время морщить лоб и рефлексировать по поводу утонченного искусства. Музыка в стиле Avicii, если задуматься, куда более функциональна: ее хотя бы можно запустить фоном к тем или иным делам. Главная проблема кроется вообще в другой области.

А именно – в позиционировании. Лично Тима винить в этом вообще бесполезно: он как бы и ни при чем. Зато публика зачастую воспринимает альбом как нечто большее, чем час радийной музычки: как прорыв, новое слово и эксперимент чистой воды.

Понимающие люди в ответ на это, естественно, лишь сдержанно улыбаются. Уже по первым синглам и отрывкам выступлений шведа было очевидно, что новаторством здесь даже не пахнет. В смешении различных, причем близких друг другу подстилей электронной музыки (пусть даже и не только электронной – все же слышали Wake Me Up) нет ни капли оригинальности. Собственно, вся электроника изначально и строится на склеивании и подражании. Если бы Avicii сделал мэшап из Levels и кантри-песни – никто бы даже не подумал восхищаться этим ходом. Но стоит пригласить вокалистов, записать несколько партий с нуля — и такой же мэшап, разве что собранный из специально созданных для этого случая фрагментов, вдруг приобретает иной статус. Но хоть он и звучит более целостно, самобытным его назвать невозможно.

Есть и другой важный недостаток – и тут уже вина лежит на самом авторе. Дело в том, что временами ему, как уже вскользь говорилось выше, отказывает чувство меры. Скажем, Shame On Me в середине очень режет слух этим странным искажением голоса, не вписывающимся ни в звучание отдельно взятого трека, ни вообще в альбом. Вроде бы мелкий момент, но впечатление от, казалось бы, идеального фонового альбома смазывает. При этом язык не поворачивается сказать, что у Avicii нет вкуса: взять тот же Edom из дополнительных треков в iTunes — Тим прекрасно чувствует материал, с которым работает, и даже его фирменный «пластмассовый» звук здесь пребывает на вторых ролях, не выделяясь в сравнении с другими работами. Что мешало довести до ума некоторые другие треки, ведь времени вроде было достаточно?

Причина, вероятно, та же самая, по которой этот альбом просто не мог стать по-настоящему уникальным. Тим Берг еще очень молод – и, что намного важнее, не так уж много знает об электронной музыке. Достаточно ознакомиться с некоторыми интервью — особенно с теми, где речь идет о начале карьеры, — и это становится кристально ясно. Интуитивный гений – явление, конечно, возможное, но история показывает, что не особенно-то частое. Да и вряд ли Тим пытался что-то сказать и доказать своим альбомом – просто поклонники (возможно, не без помощи рекламного отдела лейбла) создали некий миф о нем. А сам Avicii лишь делал то, что было ему близко: популярную музыку своего детства и юности, но на современном материале.

И если вы уже посмотрели на итоговую оценку, а теперь в недоумении продолжаете читать этот обзор, больше похожий на «мысли по поводу», то вот объяснение финальной «семерке». Да, каких-то принципиальных, серьезных претензий к альбому высказано не было, но ведь и 7 – вовсе не плохая оценка. Не стоит делить ее на два и получать школьную «тройку с плюсом» — десятибалльная система, к счастью, более гибкая и работает несколько иначе.

True хорош – просто он, выражаясь киносленгом, «попкорн». Не ставить же высшую оценку каким-нибудь условным «Трансформерам» исключительно за то, что они грамотно развлекают вас в течение отведенного времени.

Было бы здорово, если бы дебютный альбом шведа задал тренд на добрую и жизнерадостную танцевальную музыку в противовес агрессивному бигруму. Но здравый смысл подсказывает, что 95% населения охотнее отрывается именно под последний, а раз музыка нынче ориентирована в большей степени на выступления, то и рассчитывать на столь резкий разворот моды не стоит. Хотя, казалось бы, что-нибудь вроде Edom на слух намного приятнее.

Mosquito