Перед вами десятка лучших альбомов 2013 года. В процессе ее составления не пострадал ни один администратор undergroundmusic — только отдельные части тела и органы. Иными словами, она далась нам с огромным трудом, поэтому спешим пояснить: если альбом не попал в нее (а среди любимчиков администрации тоже есть «оставшиеся за бортом»), — это не означает, что он плох. Просто те, которые попали, послушать нужно было обязательно. Поэтому если вы, скажем, совсем недавно вышли из анабиоза, то вот вам отличная культурная программа. Если же вы не проспали целый год, но все равно ухитрились пропустить что-то из нашего топа, то непременно наверстайте упущенное. Каждый, кто интересуется электронной музыкой, просто обязан услышать каждый альбом из представленных десяти.
10 место: Rudimental — Home
Home — крайне успешная дебютная работа британского квартета Rudimental. Альбом, сразу после выхода занявший 1 место в британском чарте , выполнен в лучших традициях британской dance-pop-культуры и сочетает в себе черты соотечественников Disclosure, Duke Dumont, Naughty Boy. Несмотря на радио-направленность, альбом охватывает целый ряд жанров от энергичного Drum & Bass (Feel The Love, Not Giving In, Waiting All Night) и лиричного соула (Free) до электроники и хауса (Spoons, Baby, Hell Could Freeze). Вокальная направленность альбома предлагает внушительный состав вокалистов, включающий в себя как уже популярных Alex Clare, John Newman и Emeli Sande, так и набирающих популярность Foxes, MNEK, Sinead Harnett. Все они составляют неотъемлемую часть каждой композиции и вместе в отличной инструментальной аранжировкой задают абсолютно разное настроение на протяжении всего альбома.
Музыкальная составляющая подобрана до мелочей, несмотря на внешнюю простоту, все работы наделены своими особенностями и сопровождаются живыми инструментами (стук ложками в Spoons, оркестр и пианино в Powerless, гитара в Free) – музыкальное образование участников квартета дает о себе знать. У Rudimental получился довольно интересный, насыщенный и легкий альбом, местами позитивно-энергичный, местами лиричный и душевный. Home – словно книга, в которой повествуются разные истории людей, книга, которая заставляет поверить и прочувствовать их сквозь тексты и мелодии. Но все же самое главное – поверит ли слушатель и захочет ли быть частью этого целого. — Н.Я.
9 место: Moderat — II
Саша Ринг (Apparat), Джерно Бронсе и Себастьян Сэри (aka Modeselector) — немецкое трио, выдающее немыслимую субстанцию драйва и эмоций на выходе. Музыка сумасшедшего объема и запредельной глубины. Их справедливо называют братьями по электронному духу. Результат совмещения этих, казалось бы, двух не слишком похожих музыкальных вселенных завораживает.
II — второй полноформатник проекта. Альбом в первую очередь позиционируется в одном ряду с поп-музыкой, и при этом он органично и непротиворечиво вписывается в музыкальное смешение стилей техно и бейса. И в итоге получился уникальный продукт, который трогает за душу своими элегантными мелодиями, постоянно меняющимеся в неожиданных направлениях, в которые вплетены вокальные нити соула. Ведь Moderat подошли с умом и полной самоотдачей к созданию пластинки. В ней нет дешевого подражания канонам — участинки слишком умны и обладают чувством собственного достоинства, чтобы прибегать к дешевым трюкам.Что касается отдельных работ, This Time — кульминация, гремучая смесь гипнотических модератовых ритмов, тяжелого баса и легкой электроники со свойственными затуханиями звука. Bad Kingdom, ставший первым синглом, начинается с нечастого брейкбита, на который затем накладывается жирный пульсирующий бас. В некоторых моментах Moderat — II стилистически похож на дебютник: например, Milk — десятиминутный увесистый трек в стиле эмбиент-техно, отдаленно напоминающий A New Error.
Авангардные идеи, элементы клубного саунда, взятые за основу создания музыки, которая настолько же глубокая, насколько и популистская. Эта та поп-музыка, которая слушается как единое целое. — В.Н.
8 место: Daft Punk — Random Access Memories
Начнем с того, что новость о выходе нового альбома Daft Punk была, пожалуй, хэдлайнером этой весны: и правда, первый альбом после перерыва длинной 8 лет! (Не считая саундтрек к фильну «Трон«). Как позже заявили ребята в одном из интервью: «Создание музыки для фильма достаточно незатейливо. Параллельно мы работали над некоторыми своими композициями».
Альбом получил название Random Access Memories. И действительно, он полностью пронизан духом диско 70-80х годов. Ярким, летним диско. Нил Роджерс, гитарист группы Chic (именно его удары по струнам мы слышим в треках Give Life Back to Music, Lose Yourself to Dance и Get Lucky) в интервью, посвященном презентации альбома, сказал: «Они проделали путь назад, чтобы продвинуться еще дальше».
Также в записи альбома приняли участие: популярный американский r’n’b-исполнитель Фарелл Уильямс (наши читатели должны помнить его по треку Swedish House Mafia — One), американский композитор, певец и актер Пол Уильямс (Daft Punk — Touch), отец электронной музыки и диско-стиля Джорджо Мородер (Daft Punk — Giorgio by Moroder), канадский композитор Чилли Гонсалез (Give Life Back to Music и Within), а также электронные музыканты Тодд Эдвардс, DJ Falcon, Panda Bear.
Первый сингл альбома «Get Lucky» стал настолько успешным, что удерживал первую строчку британского чарта целый месяц! Также первую позицию трек получает в чартах Австралии, Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Франции, Швейцарии и даже России! Критики прославляют Дафтов и дают наивысшие оценки. Из-за бешеного успеха трека, появляется куча cover-версий (даже хор МВД России поучаствовал). Это приводит к попаданию в топ роликов на YouTube.
В целом Random Access Memories не зря получил очень высокие оценки критиков и по праву занимает свою позицию в нашем чарте альбомов. Он даже дважды стал платиновым! Признаюсь, Give Life Back to Music стоит у меня на звонке уже более полугода — А.К.
7 место: BT — A Song Across Wires
2013 год — время, когда танцевальная музыка теряет свою оригинальность. Все реже заметна разница дропов, все проще становятся заглавные партии треков, все чаще голосовые сэмплы заменяют вокалистов. Удивить бигрумом сейчас не так-то просто, но признанному мастеру электроники BT это удалось на славу.
Первое, что бросается в глаза: танцевальный ASAW стал следующим шагом в богатой дискографии Брайана сразу после двух self-released альбомов, выполненных в совершенно полярной тематике. В этом видится там самая удивительная разнообразность BT. Второе: американец не отказал себе в удовольствии поработать вместе со многими музыкантами. Не оказались в стороне любимые вокалисты Jes и Christian Burns, яркие, молодые и почитаемые Брайаном таланты Arty и Fractal, а также с очень интересные и явно незаурядные артисты tyDi, Bada, Aqualung. И даже при наличии такого количества имен и коллабораций, на протяжении всего альбома ярко выделяется неподражаемый почерк автора.
BT не стал революционером в относительно незнакомой ему стезе, смешав «танцпольщину» с совершенно иными жанрами, однако так сумел насытить свои композиции интересными решениями и деталями, что альбом воспринимается на одном дыхании даже при домашнем прослушивании. Пластинке присуща легкость и свежесть, а ощущения от знакомства с каждой композицией только самые яркие. Интересные вокальные партии, до мелочей выстроенные инструменталы с модными, но притом продуманными «запилами» — все это ASAW.
В итоге слушатели получили отличный материал для прослушивания дома, клабберы получили отличный материал для «отрыва» на ивентах, радийщики получили отличный материал для ротации «на волнах», а BT еще раз продемонстрировал «высший пилотаж» в своих новых экспериментах. — R.
6 место: London Grammar — If You Wait
If You Wait – дебютный альбом молодого британского инди-рок-коллектива London Grammar. Главная особенность этого альбома – это, конечно же, пронизывающий вокал Ханны Рид. Задумчивый, чувственный, грустный тембр голоса вокалистки отлично вписывается в общее меланхоличное, обволакивающее и мрачное настроение альбома. За музыкальную составляющую отвечали гитарист Дэн Ротман и клавишник/ перкуссионист Дот Мэйджер, которым успешно удалось смешать в альбоме инди и электронику.
If You Wait – альбом настроения, он отлично подходит для вечерних прогулок, отдыха вдали от ежедневной суеты и просто в минуты, когда хочется отстраниться от окружающего мира, наслаждаясь откровенным и лиричным исполнением пластинки. Нельзя не заметить сходства работ LG творчеством британцев The xx, за что трио получило свою долю критики, однако это никак не сказывается на ощущениях от прослушивания альбома. Каждая композиция – отличная основа для разноплановых ремиксов, что хорошо видно из последних синглов Strong и Nightcall, однако это скорее приятные бонусы, чем замена полноценному прослушиванию альбома целиком. Работа британцев воспринимается как единое целое, каждая композиция как маленькая грустная или романтическая история. Можно с уверенностью сказать, что пластинка получилась целостной, глубокой, мелодичной и эмоционально цепляющей.
Альбом LG нельзя назвать чем-то новым или неожиданным в музыкальном мире,кому-то он покажется монотонным и серым, кому-то слишком мрачным и холодным, но для кого-то он определенно оставит свой след в душе и займет свое место музыкальной коллекции. — Н.Я.
5 место: Disclosure — Settle
В конце 2012 года крупнейшее радио BBC Radio 1 назвало британский гэридж-хаус дуэт Disclosure одними из тех, на кого стоит обратить внимание в 2013 году. И действительно, совместный проект братьев Гая и Ховарда стал одним из самых нашумевших прорывов 2013 года. Дебютный альбом Settle просто захватил мировые чарты, получил высокие оценки от музыкальных порталов, а совсем недавно был номинирован на премию Грэмми.
Спустя чуть более полугода после выхода можно сказать, что альбом, написанный на чердаке дома отца братьев, задал новые тенденции в развитии танцевальной музыки. Имея клубную направленность, он, несомненно, выделяется среди других представителей музыкального мира духом британского 2step, фанка и хауса, своим уникальным и узнаваемым стилем, дружественным к слушателю и приятным на слух звучанием. При прослушивании альбома становится понятно, что братья сделали то, что близко им по духу и что нравится им самим — это ли не главное для альбома как личного творения? Отдельное внимание стоит уделить живым выступлениям дуэта. Это не просто работа за вертушками, это настоящий маленький концерт с визуальным шоу в духе SBTRKT или Totally Enormous Extinct Dinosaurs. Клавишные, ударные, гитара и даже вокал одного из братьев (F For You, Confess To Me) – все это заставляет поверить в огромный талант и потенциал братьев и, как итог, награды и признание людей. В работе над альбомом принимали участие уже довольно известные для британской сцены вокалисты: Jessie Ware, Sam Smith, AlunaGeorge и трио London Grammar.
Пример Disclosure показателен: слава не всегда выбирает тех, кто идет легким и проверенным путем. Удача порой улыбается и тем, кто придумывает что-то новое и уникальное. — Н.Я.
4 место: Mat Zo — Damage Control
Для начала стоит заметить, что альбом попал в топ не просто по прихоти администрации, которая, как вы успели заметить за последний год, достаточно лояльно относится к лэйблу Anjunabeats, но был признан повсеместно. Давайте просто взглянем на сухую статистику и факты: многие крупные музыкальные порталы уже включили его в свой список лучшего в уходящем году, сингл Easy, записанный с американцем Портером Робинсоном, достиг первого места в общем топе Битпорта. За примерами даже не стоит ходить далеко – последний сингл с альбома, Lucid Dreams, занял первое место в голосовании, проведенном среди наших подписчиков.
Музыкальная часть заслуживает отдельного упоминания. Мэт словно пропустил через свою творческую душу все современные тенденции, особенно популярные на туманном альбионе: здесь и House, и Trap, и Garage, и более привычный для Зо образца последних пары лет Trouse. На выходе это дало яркую пластинку, с долей экспериментов, пусть это в итоге и привело к некой потере целостности альбома.
Damage Control стал серьезным шагом в карьере молодого музыканта. Он позволил Мэту вырасти в глазах прежних слушателей и выйти на новую целевую аудиторию. Потенциала должно хватить, чтобы не остановиться в развитии. — И.Н.
3 место: Jon Hopkins — Immunity
У альбома Джона Хопкинса есть одна любопытная для электронной музыки черта, которую можно отнести как к достоинствам, так и к недостаткам. Заключается она вот в чем: Immunity – пластинка весьма тяжелая. Не в том смысле, что там лабают на гитарах и надрываются в микрофон, — но воспринимается она достаточно трудно. В ней очень плотный и насыщенный звук, причем элементы наслаиваются и перемешиваются настолько причудливо, что поначалу он вообще кажется слишком неряшливым. Но впоследствии в этом открывается отдельное удовольствие – приходит желание разложить каждый трек по кирпичику. Сама их структура, по-хорошему отдающая девяностыми, подталкивает к этому. Удивительно, но магия во время мысленной деконструкции никуда не улетучивается.
Однако есть и обратная сторона: Immunity ни за что не раскроется при невнимательном прослушивании. В фоновом режиме он пройдет мимо ушей как совершенно хаотичный набор звуков. Если не фокусироваться на нем всем сознанием, то и браться за него не стоит вовсе, — зато увлеченный и заинтересованный слушатель будет награжден целым букетом эмоций.
Необычность альбома подчеркивается даже тем фактом, что при попытках описать его стилистику различные сайты начинают с перечисления всего более или менее похожего на звучание Хопкинса – техно, электро, тек-хаус, даунтемпо, — но в итоге, махнув рукой, добавляют последний (но отнюдь не по значению) тег «experimental».
Признаемся, в какой-то момент Immunity, и так находящийся в призовой тройке, претендовал даже на более высокое место, но по итогам обсуждения все же немного сполз вниз. Это не потому, что он плох, просто такая музыка действительно понравится не всякому. Как и говорилось в начале, это свойство альбома можно расценивать как отрицательное. — M.
2 место: Avicii — TRUE
Если проследить за не столь продолжительной карьерой Тима Берглинга, то можно заметить тенденцию к невероятной популярности каждого его трека. При этом швед, по факту, «не следует, а определяет». Bromance и Levels за авторством Avicii на долгое время задавали тренды бигрум-сцены.
В 2013 Тим, не изменяя себе, приготовил кое-что новое и в какой степени революционное. Другого слова для альбома True, пожалуй, и не подберешь. Новая пластинка шведа — это небезынтересные эксперименты со стилями, очень любопытная и в меру удачная попытка совмещения различных музыкальных направлений. Avicii вновь сделал что-то самобытное, отличающее его творчество от серой массы остальной сцены.
Многие скажут о том, что смешение нескольких жанров — эксперимент, по факту, не особо креативный. И, пожалуй, они будут правы. Однако по нашему предположению, результаты этой попытки создания чего-то совершенно нового вновь надолго войдут в мировые тренды танцевальной музыки.
Как итог, особой похвалы, во-первых, достойно терпение Тима и его вера в свой собственный материал. Получив не самые лестные отзывы сразу после презентации альбома на UMF, Avicii продолжил «гнуть свою линию», за что удостоился невероятного успеха самой пластинки, так и отдельных ее синглов Wake Me Up и You Make Me; во-вторых, невероятная смелость выпустить позитивный и довольно теплый, при этом танцевальный альбом в эпоху модных, злых и чересчур мощных дропов. — R.
1 место: Andrew Bayer — If It Were You, We’d Never Leave
Даже давние поклонники американского продюсера Эндрю Бэйера зачастую уверены, что он истинный англичанин, и удивляются, узнав, что это не так. Сам Эндрю, собственно, Англию очень любит, доказательством чему служат один из его недавних релизов и «лондонский» сингл проекта Signalrunners. Но в его творчестве достаточно также и реверансов в сторону родной страны: The American Dream, Dedicated To Boston’s Waste Management System, Meet Me In Montauk… К чему это? Все просто: альбом If It Were You, We’d Never Leave, ласково именуемый в администрации undergroundmusic «единорожеком», вобрал в себя лучше как от американской, так и от европейской современной культуры.
Если на свете существует совершенное музыкальное сочетание радийной легкости, технической проработанности и эстетической красоты, то …Never Leave в 2013ом ближе всего подобрался к этому идеалу. Его эмоциональное воздействие поразительно – по нашему опыту, равнодушным не остался еще никто. Но при этом все сделано очень тонко, нежно, осторожно. И впечатления от этого только острее. Второй студийник Бэйера – совсем не IDM-гамбургер, хотя опасения перед выходом были, а нечто гораздо более изысканное, дорогое, уникальное.
Любопытно, что ярких «взрывов» в альбоме нет – он гораздо изящнее в этом отношении и потому действительно слушается как единое произведение, о чем говорил и сам автор. В наше время подобный подход уже можно назвать нетипичным. Автор этих строк начал выделять отдельные композиции в пластинке лишь спустя полгода после ее выхода – и даже сейчас мыслит и слышит ее скорее как одно целое. После самого первого ознакомления (выдержав добровольный мораторий и не слушая никаких превью) я сделал в записной книжке следующую пометку: «эта музыка настолько переливается через край, что ее практически видишь». Сейчас я сам уже не понимаю, что имел в виду, но, видимо, это был комплимент – особенно учитывая, что я в какой-то момент вообще закрыл глаза и продолжил слушать «единорожека» так.
Позволю себе весьма спорное сравнение: If It Were You, We’d Never Leave – это такой «Евгений Онегин» от мира современной электроники. То есть это по-настоящему умная и глубокая вещь, над которой, тем не менее, не приходится сидеть, наморщив лоб и в задумчивости подперев подбородок рукой. Она совершенно ненавязчива – но при этом после нее, как после очень хорошей книги, надолго остается приятное послевкусие. И потом хочется вернуться в ту атмосферу, насладиться ей еще разок.
«Благородная простота» — это как раз про лучший альбом 2013 года. — М.